Применить
Классическая гитара. От Ренессанса до модерна

Классическая гитара. От Ренессанса до модерна

История становления классической гитары

          В течение пяти столетий существования классической гитары инструмент полностью изменился в пропорциях, форме, способу натяжения струн и настройки.
Например, гитарист эпохи «Ренессанса», играл восхитительную придворную музыку на крошечном инструменте, предназначенном для пения, но уже к середине XX века гитара резко увеличилась в размерах и полностью изменила конструкцию. Да и в XX веке вы, скорее всего, услышите от гитариста авангардную сонату, а не придворные баллады. Так или иначе, эти невероятно разнородные инструменты попадают под категорию «классической гитары». Поскольку от маленьких ренессансных и барочных инструментов произошли современные инструменты, создаваемые для максимального удобства исполнения, мы отследим историю классической гитары.
          Рассмотрим эволюцию классической гитары, опираясь на историю классической музыки: эпоха Возрождения (1500-1650), барокко (1650-1750), классическая (1750-1830), романтическая (1830-1890) и модерн (1890 -2000-е). Естественно, что такое разделение истории связано с небольшим упрощением, но оно вполне охватывает большую часть крупных композиторов и исполнителей.

Ренессанс

(1500-1650)

          Гитара эпохи «Ренессанс» имеет небольшие отличия от современного инструмента. Главное из них, инструмент Ренессанса был намного меньше - до такой степени, что он больше похож на большую гавайскую гитару. Также первая, вторая и третья струны были парными, как мы сейчас можем увидеть это на 12-ти струнных гитарах. Эти парные и единственная четвертая струна на гитаре эпохи «Ренессанс» назывались «курсы». На таких гитарах было множество различных строев - на ранней стадии жизни гитары не было стандартизации - одним из наиболее популярных был G / GC / CE / EA.
          Таким образом, гитара тех времен очень напоминала лютню и нравилась многим больше. Когда-то в 1550-х годах один анонимный критик писал: «Раньше мы играли на лютне больше, чем на гитаре, но уже 12 или 15 лет как все увлечены гитарой, а лютня почти забыта из-за того, что играть, писать музыку для гитары намного проще, чем для лютни». В словаре с того времени, написанном Себастианом де Коваррубиасом Ороско в 1611 году писалось: «Гитара - это не более чем звенелка, освоить ее так просто,  на ней уже начали играть не музыканты, а обычные дворовые ребятишки". Инструмент, как правило, использовался в ансамблях или в качестве аккомпанирующего инструмента для певца, но для него все же были написаны прекрасные сольные композиции.

Барокко

(1650-1750)

          Когда-то в начале 17-го века у одного музыканта возникла идея добавить лишнюю струну к гитаре. С того момента гитара стала пятиструнной, а барочная гитара стала модным предметом во Франции, благодаря любви короля Людовика XIV к этому инструменту. Также благодаря нему, у композиторов Франческо Корбетты и Роберта Визе были рабочие места, поскольку оба они работали в качестве придворных гитаристов. К сожалению, их музыка не особенно часто воспроизводится на современной гитаре, главным образом из-за огромных тембральных отличий инструментов эпохи барокко и современных гитар. Забавный факт о барочных гитарах: в мире всего пять гитар Stradivarius, и только одна из них в рабочем состоянии. Ее отреставрировали несколько лет назад и она считается бесценной.

Классическая

(1750-1830)


          В конце 1700-х годов на гитары начали наматываться одиночные струны  вместо парных курсов. Естественно, есть куча теорий , но одна из самых убедительных также и самая прозаическая: шесть одиночных струн - это намного дешевле, чем удвоенное их число. В общем, инструмент классической эпохи был все еще довольно маленьким и не имел накладки грифа, выпирающей над декой, вместо этого гриф имел более высокие лады, вбитые прямо в него.
          Интерес к гитаре немного угас в середине классического периода (например, Моцарт никогда не имел ничего общего с гитарой), но в начале XIX-го века появился еще один взрыв интереса благодаря двум большим именам: Фернандо Сор и Мауро Джулиани, оба выдающиеся классические гитаристы. Сор был немного навязчив в композиционных правилах своих произведений (в его книге для композиторов десятки страниц, тщательно анализирующих позиции рук, не говоря уже об анализах звукоизвлечения и тому подобных вещах), но его пьесы великолепны. Джулиани был достаточно популярен, чтобы вдохновить издание одного из первых гитарных журналов под названием «The Giulianiad». Он также знаменит тем, что он был одним из первых, кто играл на гитаре перед оркестром, а не в его составе. Его произведение "Guitar Concerto, Op. 30" по-прежнему регулярно играют и по сегодняшний день.

Романтик

(1830-1890)

          К сожалению, гитара не могла идти в ногу с пышным, хроматическим музыкальным стилем того времени, и, по большей части, в этот момент интереса этот инструмент не представлял. Однако было несколько композиторов, которые придерживались стиля гитарной музыки. Работы Иоганна Каспара Мерца (он же Каспар Джозеф Мерц) сильно вдохновлены популярными фортепианными произведениями того времени.
          Конец XIX века был, без сомнения, одним из самых важных моментов в развитии гитары. Лутье Антонио де Торрес сотрудничал с композитором Франсиско Таррегой, чтобы полностью переосмыслить конструктивные особенности инструмента, и результаты их нововведений представляют собой классическую гитару сегодня. Больший по сравнению со старыми образцами корпус по сути определил этот типичный классический гитарный звук.

Модерн

(1890-2000)


          Крупнейшим классическим гитаристом начала 20-го века был Андрес Сеговия. Основная его деятельность - это его активное продвижение новой музыки для гитары - солидная часть классической гитарной музыки, которую играют сегодня, написана композиторами, с которыми он работал. В середине ХХ века Джулиан Брим и Джон Уильямс были значимыми музыкантами. Они даже выпустили пару альбомов вместе, но интересны их совершенно разные подходы к игре на инструменте. Выступления Брима дикие и страстные, с частыми странными движениями и гримасами, когда он играет. Джулиан был ключом к обновлению восприятия инструмента, и его любовь к более жестким композиторам отправила классическую гитару на новую и неизведанную территорию. Джон Уильямс, с другой стороны, известен своей техничностью при исполнении. Возможно, немного более музыкально консервативный, чем Брим, он изучил огромное разнообразие гитарной музыки от венесуэльской традиционной музыки до сотрудничества с джазовым гитаристом Джоном Этериджем. Его сольная карьера сыграла важную роль в продвижении музыки парагвайского композитора начала XX-го века Агустина Барриоса.
          Благодаря многим другим композиторам и музыкантам, во вторую половину 20-ого столетия начался огромный подъем интереса к классической гитаре, до такой степени, что было бы невозможно перечислить всех внесших вклад в музыку этого периода. Таким образом, гитаристы начали изучать больше современных произведений, например, ​​музыку кубинского композитора Лео Броувера или русского композитора Никиты Кошкина.

          Итак, классическая гитара прошла через многое, меняла свой облик на протяжении 500 лет. Этот путь был тернист, запутан, с несколькими тупиками, но в наши дни инструмент до сих пор популярен, для него существует огромное количество материала, написанного и исполненного.


Перейти к "Статьи"